Линия доставки
"Последняя миля", пожалуй, самая сложная часть из цепочки доставки товара конечному потребителю.
Компьютеризированные склады и роботы-транспортеры все еще не могут заменить десятки тысяч экспедиторов и курьеров,
развозящих пакеты, коробки и бандероли по адресам получателей.
И, стало быть, в стоимость доставки входит зарплата курьеров, амортизация транспортных грузовичков и оплата бензина.
А это немало - и эти затраты имеют тенденцию к увеличению.
Но можно ли что-то придумать?
Конечно же, можно.
Нужна лишь система доставки, объединенная с междугородней (и международной) автоматической транспортной сетью.
Товар от завода-изготовителя поступает уже упакованным в мини-контейнер, например, диаметром 15 сантиметров и длиной в полметра.
В такой контейнер без труда умещается 10-30 килограмм груза.
Мини-контейнеры автоматически сортируются на узловых станциях транспортной сети, и затем (в больших контейнерах)
доставляются по вакуумной трубе до станции назначения. Здесь большой контейнер разгружают, и посылки доставляют по адресам.
Проще всего это сделать по трубопроводу, похожему на трубу вакуумного транспорта, только диаметром в десять раз меньше.
На высокоскоростных участках (например, от узловой станции к почтово-сортировочным офисам) можно поддерживать
вакуум и высокую скорость движения, однако на участках Линии доставки непосредственно к потребителю таких требований нет.
Более того, даже электромагниты тягового привода вполне можно заменить обрезиненными колесами, приводимыми в движение
электромоторами. Естественно, уровень автоматики должен поддерживать полный контроль за движением мини-контейнеров.
Конечная станция - пункт выдачи посылок. Он может быть частью почтового офиса (в том числе - полностью автоматического),
в специально построенном здании, на вокзале или в аэропорту.
Магазины, бизнес-центры и предприятия-поставщики могли бы организовать такие пункты на своей территории. И, наконец,
в каждом многоквартирном доме нетрудно найти место для автомата приема и выдачи посылок-контейнеров.
В сельской местности, очевидно, сохранится перевозка посылок автотранспортом с возможностью автоматизации
погрузочно-разгрузочных операций и сортировки.
Каждый контейнер рассчитан на многоразовое использование, имеет индивидуальный номер и чип-метку RFID, и потому
отследить его судьбу (а особенно - своевременность возврата в транспортный оборот) довольно легко.
Получатель освобождает контейнер и возвращает его порожним в систему, или загружает его своим грузом и сообщает
диспетчерскому компьютеру адрес нового получателя.
Любые перемещения груза отслеживаются датчиками, считывающими метку контейнера, и сообщаются как владельцу, так и получателю
груза. В любой момент времени можно определить реальное местонахождение вашей посылки - причем без участия человека.
Что же нам даст применение Линий доставки?
- Практически полное исключение посредников в обмене товарами между людьми и предприятиями. Отсутствие перекупщиков
означает резкое падение цен: предприятие-изготовитель готово продать свой товар конечному потребителю по оптовой цене.
Активизируется товарообмен между частными лицами: если посылка доходит в течении суток, а для оформления сделки
нужны только данные получателя и поставщика, торговать будет выгодно. Более того, часть владельцев вещей готова
отдать их бесплатно - тем, кто нуждается в этих товарах.
Благотворительность, бесприбыльный и даже безденежный товарообмен при низких издержках на транспортировку
повысит деловую активность и снизит социальную напряженность для населения.
В сущности, полностью автоматические вакуумные поезда в сочетании с Линиями доставки - это шаг к коммунизму.
Существенный шаг.
19.04.2017. Благовещенск
| |
|